Усадьба Вышние Горки переходила из рук в руки весь XIX век, а в 1909-м по заказу вдовы Саввы Морозова Зинаиды Григорьевны Рейнбот ансамбль из двухэтажного усадебного дома конца XVIII века и двух симметричных флигелей был полностью реконструирован звездой московского модерна Федором Шехтелем — впрочем, без всяких вольностей, в чисто классическом духе. Владимир Ильич Ленин впервые приехал сюда на лечение в сентябре 1918 года, через месяц после того, как во время митинга на заводе Михельсона в Москве полуслепая террористка Фанни Каплан выпустила в него тройную порцию свинца. С мая 1923-го Ленин фактически безвыездно жил в Горках, здесь и скончался. После смерти вождя мирового пролетариата в усадьбе был открыт музей. Благодаря такому стечению обстоятельств Горки стали самой безукоризненно законсервированной усадьбой Подмосковья. Если отважиться на полную экскурсию, можно увидеть неоторванный листок перекидного календаря за 21 января 1924 года (день смерти) в спальне, кровать с ширмой и пузырьками для лекарств, гостиную с мейсенскими вазами, телефонную комнату, ванную и библиотеку — быт и ежедневное расписание Ильича от пробуждения до отхода ко сну. В гараже стоит, сверкая начищенным хромом, «роллс-ройс», на котором Ленин ездил по окрестным селам и на охоту. Купленный в Англии в 1920 году танкоподобный автомобиль с правым рулем сразу же переделали на одном из московских заводов для русских условий: вместо задних колес поставили резиновые гусеницы, вместо передних— лыжи для езды по снежной целине.
От парадного двора вниз по склону идут две дорожки. В конце каждой стоят традиционные беседки-ротонды, несколько тяжеловатых пропорций, которые выдают псевдостиль Шехтеля. Между беседками, симметрично разнесенными относительно дома, — круглое искусственное озерцо с гротом на берегу, а под горой — большой пруд. На краю парка со стороны автостоянки стоит здание Музея Ленина, внешне похожее на атомную электростанцию, — мощнейший образец брежневского имперского стиля, созданный на самом излете советской истории (архитектор Леонид Павлов, 1987). Внутри психоделическая экспозиция о вожде мирового пролетариата — каждый из массивных кубов здания вмещает в себя один из периодов жизни Ленина: мелькают кинопроекции, включается стереозвук, приводятся в движение диорамы.